Обмен учебными материалами


Формы участия населения в местном самоуправлении



К формам непосред­ственного осуществления населением местного самоуправления можно отнести местный референдум, муниципальные выборы, Сход граждан, а также отзыв выборного должностного лица местно­го самоуправления, избранного населением, всего муниципального образования и голосование по вопросам изменения границ и пре­образования муниципального образования.

К иным формам участия граждан в осуществлении местного самоуправления можно отнести право участвовать в заседаниях представительного органа поселения, ТСЖ, гражданские комите­ты, общественные экспертизы муниципальных проектов, программ, решений, земские и жилищные движения, родовые общины в на­циональных республиках, казачье самоуправление, союзы потре­бителей, советы предпринимателей и Т.д. и т.п. Чем больше разно­образных форм участия граждан в поселении, тем более структу­рировано местное сообщество, а значит, более полно реализуются в решениях органов местного самоуправления интересы жителей.

Для расширения участия населения в осуществлении местно­го самоуправления существенное значение имеет информирова­ние органами местного самоуправления населения о своей дея­тельности, принимаемых или готовящихся решениях, отчеты ор­ганов, должностных лиц, депутатов перед населением.

Система государственного управления в РФ

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Подсистемой государственных органов в Российской Федерациипонимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации. В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим. К ведению Российской Федерации п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти». По сути в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии. Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Те же положения нашли свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности же правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.

Загрузка...

Государственная региональная политика

Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Объективными предпосылками региональной политики высту­пают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этни­ческом и политическом аспектах. Подобная неоднородность выну­ждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особен­ностей регионов.

Эффективная региональная политика осуществляется на осно­ве следующих принципов:

— последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

— учет в решениях центральных органов управления интере­сов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;

— повышение самостоятельности регионов в решении собствен­ных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Термин «региональный» для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обой­тись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной поли­тики в любой сфере в большей или меньшей мере должен прини­маться в расчет региональный фактор. Таким образом, когда речь идет о «региональной политике», имеется в виду не местная поли­тика, а государственная политика с учетом интересов развития ре­гионов. Региональной политикой является и внутренняя политика регионов, которая осуществляется органами управления регионом самостоятельно с учетом общегосударственных интересов. Эта часть политики может быть названа местной региональной поли­тикой. Но региональной политикой государства является осущест­вление мер в области политической, экономической, социальной, научно-технической, экологической, демографической, гуманитар­ной, национальной, в которых учитываются особенности конкрет­ных регионов.

Государственная региональная политика и политика регионов — не разрозненные части, а единое целое, они дополняют друг друга.

Региональная политика государства — целевые действия госу­дарства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использо­вания совокупных региональных ресурсов и возможностей, созда­ние условий для повышения эффективности деятельности отдель­ных регионов.

Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное исполь­зование всех ресурсов региона для повышения благосостояния на­селения, совершенствования структуры материального производст­ва, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.

В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, на­учно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитар­ную и национальную политику.

На основе общих принципов государственной региональной политики формируется региональная экономическая политика. В региональном управлении экономическая политика занимает ве­дущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возмож­но в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов. Региональная экономическая политика включает:

— бюджетную и налоговую политику;

— планирование, прогнозирование в регионе;

— создание и реализацию целевых программ;

— использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона:

— размещение производительных сил;

— управление структурой производства;

— политику развития региональных комплексов;

— контрольно-аналитическую деятельность;

— информационное обеспечение.

Целью региональной социальной политики государства являет­ся повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Осуществление социальной политики в значительной мере находится в непосредственной за­висимости от экономических возможностей страны, той части на­ционального дохода, которая выделяется на потребление. Соци­альная политика государства и региона имеет общую экономиче­скую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан России. Цели современной региональной по­литики в социальной сфере — обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно оди­наковых жизненных возможностей для всех граждан. Региональ­ная социальная политика призвана препятствовать нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны.

Государственная региональная научно-техническая политика выражает отношение государства к научно-техническим пробле­мам, которые являются составляющей частью региональной поли­тики. К основным задачам региональной научно-технической по­литики относятся:

— изучение, анализ состояния научно-технического комплекса региона, выявление местной специфики и проблем;

— определение приоритетов развития научно-технического комплекса;

— сохранение, восстановление и развитие научно-технического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

— определение основных направлений инвестиционной дея­тельности;

— создание благоприятных условий для инноваций;

— развитие наукоемкой продукции, повышение экспортного потенциала, конкурентоспособности производителей продукции;

— минимизация негативных последствий научно-технического прогресса.

Для развития на приоритетных направлениях, которые имеют ключевое значение для развития соответствующего региона, разрабатываются региональные научно-технические программы.

Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной эколо­гической политики относятся:

— гарантирование экологической безопасности ядерных объек­тов, радиационной защиты населения и окружающей среды;

— сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;

— улучшение экологического состояния бассейна рек;

— улучшение экологического состояния в городах и промыш­ленных центрах;

— экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.

В отдельных регионах следует осуществлять меры по улучше­нию состояния деградированных земель, рекультивации нарушен­ных природных ландшафтов, борьбе с водной эрозией, подтоплением и химическим загрязнением земельных ресурсов, сохранению биологического разнообразия флоры и фауны.

Демографическая политика, являясь составляющей частью региональной политики государства, разрабатывается в тесной взаи­мосвязи с экономической, социальной и экологической политикой. При этом учитывается специфика демографической ситуации в каждом регионе и конкретизуются направления ее реализации. Основные цели демографической политики связаны с решением таких проблем, как: формирование пропорциональной возрастно-половой структуры населения, проведение социальных мероприя­тий, стимулирующих рождаемость, улучшение экологической си­туации, повышение безопасности работы и т.п.

Приоритетная цель региональной гуманитарной политики — духовное развитие общества, улучшение его морального состояния и здоровья. Гуманитарная политика должна быть направлена на формирование свободолюбивой, инициативной личности, воспита­ние национального, патриотического долга, возрождение нацио­нального, культурного фундамента общества.

Национальная политика в России должна быть направлена на осуществление конституционных, общественных, политических, экономических и социальных прав и свобод всех народов России. Важной задачей национальной политики является возрождение культурных и национальных традиций русского народа, который является государствообразующим этносом страны. Необходимо создание благоприятных условий для заселения русскими имми­грантами из республик бывшего СССР регионов России с небла­гоприятной демографической обстановкой. Кроме того, необходи­ма разработка и принятие законов, позволяющих ограничить ми­грацию в страну представителей национальностей, создающих со­циально-экономическое напряжение в стране.

Существует несколько научных подходов к изучению регио­нальной политики, позволяющих вырабатывать ее правильную стратегию и пути формирования.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная